Дусь, а Дусь! Может, я без заграницы обойдусь?
19 декабря 2007 года

Дальше - все как полагается: "с уважением, дата, подпись...". Вернее, 37 подписей. Кто-то из подписантов даже выложил текст письма в Интернет на всеобщее обозрение. И, как ни странно, вместо того чтобы заклеймить его авторов, "шакалящих у иностранных посольств", блогеры их поддержали, хотя и не без иронии. "Я бы еще натовских бомбардировок попросил", - комментирует один. Правда, тут же признает, что США - "не лучший кандидат в убежища, но с бизнесом там намного лучше". Действительно, вон Вилли Токарев тоже таксистом в Нью-Йорке начинал, а теперь - звезда! Хотя с тех пор лицензия на таксомоторные перевозки в столице штата значительно подорожала - до 600 тысяч долларов.

- Как вы решились на такое? - интересуюсь у одного из кандидатов в эмигранты "третьей волны" Александра Калмыкова, пока еще председателя правления "Автотранспортной компании № 146".

- А что нам остается? - рассуждает он, демонстрируя две толстые пачки писем-ответов из различных инстанций, начиная с прокурора Казани и заканчивая московским Кремлем. Отовсюду после долгих ожиданий пришли примерно одинаковые ответы: проверено, факты не подтвердились или подтвердились частично. И только мистер Бернс отозвался быстро и конструктивно: приезжайте, мол, ребята, в посольство - чем можем, поможем.

Калмыков - перевозчик с четырехлетним стажем, экс-директор Ассоциации частных перевозчиков Казани, а также психолог с высшим образованием, уверен, что разрулить ситуацию можно было вполне цивилизованными методами. Но гаишники, ссылаясь на указание свыше, безо всяких протоколов отбирают у "калмыковских" водителей права, документы на технически исправную машину, снимают госномера и так далее. Дошло до того, говорит он, что опальные перевозчики без скрытой видеокамеры на маршрут не выходили. Чтобы оставались хоть какие-то доказательства незаконных действий гаишников, "спасающих" казанцев от якобы неисправных автобусов.

Хотя можно до хрипоты спорить, что для пассажира лучше: когда маршруток много и ходят они допоздна, но зато это "маломерные" "пазики" и "газельки", или когда маршруток меньше, но больших - например, таких как китайские "Golden dragon". Но с другой стороны, каждому свое - пусть пассажир выберет! К тому же договор, подписанный владельцами "маломерных" отечественных автобусов с комитетом по транспорту и связи, признан в судебном порядке законным и действующим до 2009 года. А теперь руководитель комитета Айдар Абдулхаков поставил на отношениях с "калмыковцами" жирный крест. Особенно это обидно экс-директору ассоциации частных перевозчиков, который до опалы, оказывается, был буквально правой рукой Абдулхакова.

- Вот, - ностальгирует Калмыков, показывая мне фото, на котором он в окружении улыбающихся мужчин. - Здесь мы с ним в Ростове-на-Дону вместе с местными перевозчиками. По обмену опытом ездили.

А теперь "калмыковцев" с городским комитетом по транспорту и связи связывает только официальная переписка по поводу места под солнцем на рынке пассажирских перевозок.

- Согласно Уставу пассажирского транспорта РФ, принятому 8 ноября 2007 года, а также приказу № 2 Минтранса РФ, - цитирует Калмыком выученные наизусть за годы переписки нормативные акты, - "перевозки пассажиров и багажа подразделяются: первое - регулярные маршрутные, второе - маршрутные таксомоторные, третье - заказные и четвертое - таксомоторные". Новая транспортная схема проложена для первого вида перевозок, а в письме руководителю городского комитета по транспорту и связи Айдару Абдулхакову мы указали, что готовы приобрести новые автобусы, которые будут сейчас в Елабуге собираться, и занять вторую нишу перевозок. Нам пишут, что маршрутные таксомоторные перевозки исполкомом Казани не предусмотрены. Оказывается, нормативный акт, принятый Государственной думой и подписанный президентом РФ месяц назад, для Казани не писан.

Калмыков усмотрел в таком вольном толковании буквы закона несоответствие муниципального законодательства федеральному и ограничение свободы предпринимательской деятельности. Тем, что думает по этому поводу городской прокурор, экс-директор ассоциации частных перевозчиков пока интересовался. Отчасти потому, что до сих пор прокурорское реагирование на их многочисленные жалобы было довольно вялым.

- Взять хотя бы последнее - от 3 декабря, - выдергивает Калмыков из кипы бумаг очередной документ и читает ответ городского прокурора: - "Ваше обращение по поводу действий госавтоинспекторов Казани прокуратурой рассмотрено, доводы, приведенные вами, признаны обоснованными. По фактам выявленных нарушений в адрес начальника УГИБДД города Казани внесено представление об устранении нарушений, в котором поставлен вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности". И таких наших обращений в прокуратуру - около 25. На все были даны примерно такие же ответы, но гаишники не угомонились: буквально вчера мне звонили двое наших водителей, у которых в очередной раз забрали документы.

Куда бедному перевозчику податься? "В настоящее время у нас отнимают наш бизнес, наш хлеб, лишая наших детей пропитания, и нам терять нечего", - пишут они мистеру Бернсу. Но открытое письмо "калмыковцев" американскому послу не произвело ни малейшего впечатления ни на местные власти, ни на правоохранительные органы. Даже спецслужбы не заглянули, чтобы поинтересоваться, дескать, чего это вы Родину позорите? Не на шутку это насторожило "калмыковцев". Заподозрили, что враги только и ждут, когда они перестанут путаться у них под ногами со своими правами человека. И решили - не дождутся!

- Мы понимаем, что уехать из страны - это последний шаг, - объясняет экс-директор. - Все уже не мальчики, у всех семьи, дети. Начинать жизнь заново, да еще в чужой стране - нелегко. Мы еще на Родине поборемся. Как поется в песне, "пусть она уродина, но она нам нравится"...

Елена МЕЛЬНИК, "Вечерняя Казань"